ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
законодательство, устанавливающее правовой режим земель, занятых лесами, и порядок лесопользования в СССР.

Л. з. основывается на праве исключительной государственной собственности на леса. Национализация лесов была осуществлена декретом о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 г. вместе с национализацией земли, вод и недр. Согласно ст. 6 Конституции СССР, леса в СССР являются государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Все леса, расположенные на территории Советского Союза, образуют государственный лесной фонд независимо от того, в чьём пользовании они находятся.

Национализация лесов превратила леса в источник удовлетворения потребностей трудящихся, дала возможность организовать культурное, основанное на государственном плане и научных достижениях лесное хозяйство и расширить всестороннее использование леса в различных отраслях народного хозяйства. Леса государственного легчого фонда СССР подлежат разнообразному хозяйственному использованию: рубка древесины для развития строительной, топливной, химической промышленности; использование живого растущего леса для предохранения полей от засухи, гор от обвалов, рек от обмеления, побочное пользование лесами, состоящее в сенокошении, пастьбе скота, разработке торфяных болот и т. п.

Советским лесным законодательством установлен правовой режим лесов, который обеспечивает всестороннее, планомерное и наиболее целесообразное использование лесных богатств.

Задача планомерной организации лесного хозяйства была поставлена уже в законе о лесах 1918 г. (декрет ВЦИК РСФСР «О лесах» от 27 мая 1918 г.– СУ РСФСР 1918 г. № 24, ст. 522). Среди законодательных актов о лесах особенно надо отметить республиканские лесные кодексы. Лесной кодекс РСФСР был введён в действие 1 августа 1923 г.; он был издан как «продолжение Земельного кодекса» (СУ РСФСР 1923 г. № 58, ст. 564).

Новый этап в Л. з. начался с постановления СНК СССР от 31 июня 1931 г. «Об организации лесного хозяйства» (СЗ 1931 г. № 46, ст. 313). Это постановление было направлено на то, чтобы создать особую охрану лесов, имеющих значение для водного режима рек.

2 июля 1936 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «Об образовании Главного Управления лесоохраны и лесонасаждений при Совете Народных Комиссаров СССР и о выделении водоохранной зоны» (СЗ 1936 г. № 35, ст. 311).

Этим постановлением лесной фонд подразделён на леса общегосударственного и леса местного значения. Леса общегосударственного значения в свою очередь подразделялись на леса водоохранные, в которых использовались гл. обр. полезные свойства живого дерева, а промышленная рубка древесины допускалась в крайне ограниченных размерах, и леса промышленного значения, предназначенные в основном для рубки древесины. Леса водоохранные были отнесены к ведению управления, специально созданного для их охраны, леса же промышленного значения закреплялись для управления ими и одновр:е-менно для эксплуатации за отдельными ведомствами, осуществлявшими постоянную рубку леса в больших размерах. Леса местного значения были призваны удовлетворить нужды колхозов, сельского и городского населения в дрезесине и находились в ведении местных Советов.

Послевоенное законодательство коренным образом изменило подразделение государственного лесного фонда и порядок управления лесами. Все леса Советского Союза подразделяются на 3 группы. К 1-й группе относятся леса почвозащитные и полезащитные, леса зелёных зон вокруг городов, леса на территории заповедников, защитные лесные полосы вдоль основных водных магистралей и т. п. К 2-й группе относятся леса сравнительно лесоистощёниых районов (большинство лесов на территории Европейской части Советского Союза), за исключением лесов Севера, лесов Закавказья, Средней Азии и др. К 3-й группе относятся леса лесоизбыточных районов (север Европейской части СССР, Восточная Сибирь и др.).

В связи с разделением лесного фонда Советского Союза на 3 группы все ранее существовавшие подразделения лесов (на леса общегосударственного и местного значения, на леса промышленного и водоохранного значения и др.) отменены.

В дальнейшем структура управления государственным лесным фондом Союза ССР в основных своих чертах определилась при образовании, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1947 г., союзно-республиканского Министерства лесного хозяйства СССР. Эта структура потребовалась в связи с дальнейшим развитием производительных сил и необходимостью улучшения лесного хозяйства.

Согласно Указу от 4 апреля 1947 г., все леса государственного лесного фонда, за исключением лесов, закреплённых за колхозами и сельскими обществами (под сельским обществом Указ подразумевал имевшие место ко времени его издания общества крестьян-единоличников в Западной Белоруссии и Западной Украине), были изъяты из управления многочисленных ведомств, производящих рубку древесины, и переданы в единое управление Министерства лесного хозяйства СССР. В начале 1953 г. отдельные функции Министерства лесного хозяйства, в связи с" реорганизацией, перешли к Министерству сельского хозяйства и заготовок СССР. Министерство осуществляет управление лесами через свою систему, причём первичным органом управления является лесхоз. Рубку древесины производят заготовители – хозяйственные министерства, ведомства, исполкомы городских Советов, промкооперация и другие органы, заинтересованные в древесине, в соответствии с ежегодным государственным планом распределения лесосечного фонда между заготовителями. Таким образом, функции по управлению лесным фондом и по эксплуатации лесов в наст, время резко разграничиваются.

Предоставление лесосек (т. е. участков леса, предназначенных под рубку) заготовителям производится лесхозами в соответствии с планами рубки. Право на рубку оформляется лесорубочным билетом, который не может быть заменён никаким другим документом. Рубка древесины на корню является, по общему правилу, платной, причём стоимость дерева, предназначенного под рубку на корню, определяется т. н. по-пенной платой.

Леса, произрастающие на землях, закреплённых навечно за колхозами (см. Колхозные леса), состоят в их исключительном полноправном пользовании. В то же время органы государственного управления руководят ведением лесного хозяйства в колхозах и оказывают в этом деле помощь колхозам. Учёт колхозных лесов и общее руководство ведением лесного хозяйства, а также контроль за правильным ведением хозяйства в колхозных лесах и техническая помощь в деле организации лесного хозяйства осуществляются органами Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР. Колхозы производят рубку древесины в размерах, допускаемых той группой лесов, к которой они относятся, и осуществляют побочное пользование в виде сенокошения, пастьбы скота, сбора дикопроизрастающих плодов и т. п. Колхозы осуществляют не только пользование закреплёнными за ними лесными площадями, но и ведут всестороннее лесное хозяйство. Рубка древесины для нужд общественного колхозного хозяйства производится безвозмездно, а отпуск леса на корню для личных нужд колхозных дворов производится за попенную плату.

Многообразное хозяйственное значение лесов и неравномерная обеспеченность ими отдельных частей территории СССР предопределяют деление лесов па 3 отдельных группы (см. Лесной фонд). В соответствии с народнохозяйственной ролью лесов различных групп в них устанавливается определённый режим рубки. В лесах 1-й группы промышленная рубка древесины воспрещена, а допускается лишь рубка ухода и санитарная рубка; в лесах 2-й группы допускается промышленная рубка древесины в размере не свыше одногодичного среднего прироста, исчисляемого по каждому хозяйству отдельно; в лесах 3-й группы допускаются все виды рубок, прлчём размер ежегодного отпуска леса определяется потребностями народного хозяйства.

В период пятой пятилетки должна произойти перебазировка лесозаготовок в многолесные районы, в особенности в районы Севера, Урала, Западной Сибири, Карело-Финской ССР, с сокращением лесо-рубки в малолесных районах.

Послевоенное лесное законодательство характеризуется тем, что оно уделяет особое внимание полезащитному лесонасаждению.

Искусственное лесоразведение составляет, наряду с ведением хозяйства в естественно произрастающих лесах, одну из задач, поставленных действующим Л. з.

Л. з. уделяет значительное место т. н. побочным лесным пользованиям – сенокошению, пастьбе скота, охоте и т. п. Побочные лесные пользования, состоящие в сборе дикорастущих плодов, грибов, ягод и т. п., являются общедоступными во всех лесах, за исключением заповедников, вход в которые запрещён. Другие побочные пользования, как, напр., пастьба скота, допускаются лишь на тех участках государственного лесного фонда и на таких условиях, при которых они не грозят сохранности леса (см. Побочное пользование в лесах).

Социалистическое Л. з., основанное на праве государственной собственности на леса, в корне противоположно лесному законодательству буржуазных стран. Задача планомерного и всестороннего использования леса неразрешима в условиях частной собственности на землю и леса. Хищническое истребление леса в целях наживы лесовладельца – таково обычное использование лесных богатств в буржуазных государствах. В условиях капитализма, отмечал К. Маркс, «развитие культуры и промышленности вообще настолько энергично проявило себя с давних пор уничтожением лесов, что по сравнению с этим все, что было сделано им для поддержания и насаждения леса, представляет собою совершенно ничтожную величину» («Капитал», 1949, т. 2, стр. 241). Так, из 822 млн. акров первоначальной лесной площади США в предвоенные годы осталось только 39 млн. акров девственных лесов. При этом опустошение лесов приводит не только к исчезновению древесины. Оно ухудшает климат и почву, подрывает источники сельского хозяйства. В засушливых районах запада США вследствие беспощадной вырубки лесов и отсутствия лесовозобновления на месте плодородных прерий образовался т. н. «велтаий американский пыльный котёл». Рубка лесов привела также к обмелению рек и сокращению судоходства. Отдельные попытки буржуазного законодательства ограничить права лесовладельцев на хищническую рубку лесов, сделанные в интересах собственников сельскохозяйственных предприятий и судовладельцев, остались бесплодными, так как осуществлению их препятствовало право частной собственности на леса.


Юридический словарь. — М.: Госюриздат. . 1953.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" в других словарях:

  • ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — комплекс правовых норм, регулирующих отношения, связанные с пользованием лесов и их охраной. Основы лесного законодательства Российской Федерации приняты 6 марта 1993 …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с использованием лесов и их охраной. Основные задачи советского Лесного законодательства предусматривают регулирование лесных отношений в целях обеспечения рационального использования …   Экологический словарь

  • Лесное законодательство рф — (англ. forest legislation) отрасль законодательства, включающая нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обеспечения рационального и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства исходя из принципов… …   Энциклопедия права

  • лесное законодательство — комплекс правовых норм, регулирующих отношения, связанные с пользованием лесами и их охраной. Основы лесного законодательства Российской Федерации приняты 6 марта 1993. * * * ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, комплекс правовых норм …   Энциклопедический словарь

  • Лесное законодательство —         совокупность юридических норм, регулирующих отношения, связанные с использованием лесов. Советское Л. з. направлено на обеспечение рационального использования, охраны, воспроизводства и повышения продуктивности лесов, а также на охрану… …   Большая советская энциклопедия

  • Лесное законодательство рф — (англ. forest legislation) отрасль законодательства, включающая нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обеспечения рационального и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства исходя из принципов… …   Большой юридический словарь

  • Лесное законодательство — нормативные акты государственной власти, устанавливающие правовые основы рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического… …   Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

  • Лесное законодательство — 1) отрасль российского законодательства; 2) (для целей Лесного кодекса Российской Федерации) система законодательных актов, состоящая из названного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ;… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Лесное законодательство Российской Федерации — состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации… …   Словарь юридических понятий

  • ЛЕСНОЕ ПРАВО — система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию и охране лесных ресурсов. Л.п. является самостоятельной отраслью законодательства, а также научно правовой и учебной дисциплиной, выступая при этом в качестве подотрасли… …   Юридический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»